Четверг, 19.09.2024, 22:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Музыкальные занятия
Главная » Методические разработки » Музыкальные занятия

Комплексное занятие "Осень"

Скачать Комплексное занятие "Осень"

Скачать материал к занятию

"Осень"

Комплексное занятие

Жила-была хозяйка Осень
В волшебном замке золотом,
Бродила вдоль притихших просек
Дружила с ветром за окном.
Кроила сказки из тумана
И шила нитками дождя,
В мир удивительный и странный
Всех за собою уводя…

      Ребята, сегодня тема нашего занятия – Осень. Осень вдохновляла композиторов, художников, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени музыкой, краской, словами.

Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет печальное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, что вам больше нравится – лето или осень? (Ответы детей).

Да. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение «Осень» и узнайте, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём, -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето…

Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…)

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была его любимым временем года. Послушайте отрывок из  стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.

  1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания?
  2. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени: печальную или весёлую? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Слушание произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена года».

  1. Какой характер у музыки?
  2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
  3. Вспомните, какой композитор сочинил эту музыку?

Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней композитор рисует картину осенней природы, рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю.

  1. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей.)
  2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.)

Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним.

  1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу?
  2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…

А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым, радостным, светлым, восторженным...)

  • Композитор сочиняет музыку
  • Поэт сочиняет стихи
  • Художник пишет картины

Предлагаю вам спеть песню «Листопад» Т. Попатенко.

Дети исполняют песню «Листопад».

На этом занятии мы увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам еще много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.

Я вас попрошу нарисовать дома к следующему музыкальному занятию рисунок на тему «Осень». Выбирайте, какую осень вы хотите нарисовать: дождливую, пасмурную или золотую, солнечную.

 

Материал для занятия:

  • Стихи А. Пушкина и Е. Трутневой
  • «Октябрь. Осенняя песнь» П. Чайковского
  • Картина И. Левитана «Золотая осень»
  • «Листопад» Т. Попатенко
Категория: Музыкальные занятия | Добавил: ingarepina (20.09.2021)
Просмотров: 864 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Видео и презентации [27]
Публикации, статьи [26]
Проекты [6]
Музыкальные занятия [12]
Сборники, пособия [7]
Вход на сайт
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz