Главная » Методические разработки » Публикации, статьи |
11 апреля 2019 г. в Северном педагогическом колледже состоялась XX Межрегиональная научно-практическая конференция по теме: «Педагогическая деятельность в условиях реализации профессиональных стандартов: проблемы, опыт, перспективы». Смотреть статью: Сборник XX Межрегиональной научно-практической конференции
СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ Репина И.В., Букина Л.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 комбинированного вида» г. Краснотурьинск В последнее время вопрос развития речи как средства общения вызывает особую тревогу как у педагогов, так и у родителей. Несформированность коммуникативного поведения, неумение строить партнерские отношения также является актуальной проблемой в развитии детей дошкольного возраста. На пятом году жизни дети овладевают связной речью, способны составить рассказ по картинке, задают много вопросов. Формирование связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения. Профессиональный стандарт педагога предусматривает работу воспитателя с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития. Как помочь ребенку этого возраста не просто общаться со сверстниками, а научиться сотрудничать с ними? Одним из методов в решении этого вопроса является рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов. Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально-нравственным правилам жизни. Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию. Детей, которые не любят, когда им рассказывают сказки, не бывает. Главное – как преподнести, ведь дети – это хорошие критики. Опыт показывает, что очень трудно удержать внимание детей при рассказывании сказок, не используя интересных методов и приёмов. Сказку можно не только прочитать и обыграть, сказка может звучать. Сказки-шумелки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития речи и внимания у детей дошкольного возраста. Такие сказки дети очень любят, ведь малыши сами участвуют в процессе их создания. «Шумовое» сопровождение не требует особых музыкальных навыков. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на шумовых инструментах [1, с. 2]. Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также музыкальный слух, ритм, память. Звучащие сказки – это одновременно и восприятие художественной литературы, и музыкальная деятельность, и игровая, и коммуникативная. Отличительной особенностью этой работы является творческое озвучивание сказок. Перед занятием нужно предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить его звучание. Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку, такую, чтобы, и рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на душу ребенка. Взрослому важно выучить сказку, чтобы ее можно было рассказать наизусть. Первое, что необходимо сделать после прослушивания сказки, – вместе с детьми имитировать различные звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, звук ветра). Затем каждому герою нужно подобрать похожие по звучанию инструменты, передавая ритм (бежит мышка, прыгает заяц). Совсем не обязательно использовать музыкальные инструменты, это могут быть просто звучащие предметы. Например, бумага или пакеты издают шуршащий звук, а ключи хорошо звенят. Каждому ребенку нужно определить свою роль. Обычно сказка-шумелка сопровождается показом на игрушках или презентацией. Воспитатель читает текст сказки, перелистывая слайды (или показывая на игрушки), а ребенок ее озвучивает. Итак, все готовы. Включается проектор. Сказка начинается. «Наступила осень. Мышки бегали, собирая запасы на зиму». Женя, изображая бегающих зверюшек, стучит пальчиками по барабану. «Мышата попрятались в своих норках и грызли орешки». София берет в руки деревянные ложки и начинает ими стучать. «А еще они грызли зернышки». Ариша изображает это, стуча палочками. «И устраивали себе из соломы теплые гнездышки». Настя начинает активно шуршать бумагой. «А на землю падал первый снег». Данил, изображая падающие снежинки, медленно ударяет металлической палочкой по треугольнику. Рассказывая сказку, не нужно торопиться, игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. На первом месте должна быть история, а не звуковые эффекты. Рассказывать необходимо с выражением и эмоционально. В конце сказки все очень довольны и вдохновлены. На втором или третьем занятии скованные и робкие дети чувствуют себя уверенно, становятся смелее. Выступление перед друзьями для них уже не является барьером. Напротив, почувствовав свою значимость, они становятся смелее, появляется уважение к самому себе. Воспитанники легко запоминают несложные фразы. И через некоторое время историю могут рассказывать сами дети. Ребята становятся общительными, у них появляются новые друзья, что в свою очередь делает их раскрепощенными [2, с. 26]. Такую сказку легко придумать самим. Для детей это очень увлекательный и интересный процесс. Они с удовольствием используют сказки-шумелки в самостоятельной деятельности. Ребята разыгрывают такие сказки за столами и на полу, учатся сами подбирать звучащие предметы для своей истории. В процессе работы стало заметно, что дети 4 – 5 лет научились сотрудничать друг с другом, придумывая сказки. Они с удовольствием играют на музыкальных инструментах, распределяя роли между собой. С помощью звучащих сказок они стали с большой активностью включаться в совместное музицирование. Детей вдохновляет то, что они могут создавать что-то новое и интересное все вместе. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
Список источников
| |
Просмотров: 614 | |
Всего комментариев: 0 | |